ОРГАНИЗАЦИЯ КНИЖНОГО СОБРАНИЯ ДОМА

 

 

В каждом доме, у читающих семей, есть богатство, состоящее из книг. И иногда возникает потребность найти какую-нибудь книгу для чтения. Если книг немного, найти нужного автора или книгу не составит труда. Но книги имеют удивительную способность «размножаться», и найти нужную книгу становится всё труднее. Для того чтобы правильно организовать книжное пространство в вашей квартире, можно вместе с ребёнком поиграть в интересную игру «Книжное перенаселение» и разгрести книжные завалы таким образом:

  1. Для начала нужно определить в какой стране, какая книга живёт. Папиным книгам своё место, маминым – своё, а Винни-Пуху и Чебурашке свой уголок.
  2. Затем книги можно расселить по «городам» или «улицам». Каждой улице дать своё название: Детективная, Детская, Деловая и т. д.
  3. Потом книги нужно прописать по своим домикам  и этажам на полки книжного шкафа.
  4. Затем расставляем книги в алфавитном порядке по авторам или собираем все сборники сказок, стихов, детективов, кулинарии и т.д.
  5. После успешного расселения книги надо «прописать». Книга, как человек, у неё есть имя (название), фамилия (автор), дата рождения (год выпуска), место рождения (издательство). Поэтому, ей нужно завести паспорт. На отдельной карточке запишите данные каждой книги, затем соберите их в картотеку. Например, адрес может выглядеть так «Д 2» – детская полка, второй ряд.             

Конечно, это дело не одного дня, но как рад будет ваш ребёнок, когда у него появится свой собственный книжный город, по которому можно путешествовать и делать интересные открытия.


ИГРЫ ДЛЯ «НЕЧИТАЙКИ»

 

 

Для умеющих читать       
Порой ребёнок знает буквы, складывает слоги в слова и даже способен прочесть страничку текста. Но делать этого не любит, а точнее – боится. Слова у него то и дело «спотыкаются» или набегают друг на друга, малыш напрягается, а когда оторвётся от книги, не помнит, что прочитал. Несколько неудач, и в душе малыша селится страх, а затем и неприязнь к чтению.   

Если у вашего ребёнка не складываются отношения с печатным словом, не заставляйте насильно читать «столько-то» страниц в день, обещая, что читать будет легче. Может техника чтения и улучшится, но любовь к чтению вряд ли появится. Лучше поиграйте в необычные игры.

Своя книжка           
Даже если ваш ребёнок совсем не читает, обеспечьте его «своей» книжкой. Книжкой, с которой бы малышу хотелось иметь дело. Если не хотите рисовать и подчеркивать на страницах книги, перепишите рассказ или сказку крупными буквами на большой лист бумаги и начинайте текст исследовать. Как?           

Думаете, ребёнок не справится? Ещё как справится! Ведь сравнивает он картинки, а сейчас, набор слов, тот же графический рисунок. Ваша задача – сделать для ребёнка книжку «своей», научить не бояться её. Чем больше у него будет «своих» книг, тем быстрее он привыкнет к тексту и перестанет бояться его.

Следопыты
А если ребёнок уже научился читать, но не хочет этого делать? Предложите ему стать следопытом, идущим по следам необыкновенного зверя, который оставляет не отпечатки лап, а слова. Приготовьте два одинаковых текста (две ксерокопии). Вы читаете текст, а малыш идёт по буковкам-следам за вашим голосом. Скорость чтения должна быть небольшой, что бы ребёнок успевал за чтением. Прочитав отрывок, остановитесь и спросите: «Где я?» Пусть следопыт покажет слово в тексте, которое прозвучало последним и ещё раз прочитает его. Даже если он сделает вид, что читает, а сам просто повторит слово, не «замечайте», а порадуйтесь успеху следопыта. За каждое правильно найденное слово начисляйте очко малышу, за неправильное – себе. Если заметите, что ребёнок легко успевает следить за чтением, убыстряйте темп, меняйте интонацию голоса. Ребёнок должен выиграть и поверить в собственные силы, перестать бояться быстрого чтения – пусть пока вашего. И не переставайте удивляться: «Да ты замечательно следишь за чтением. Вот это да! Я и не подозревала, что у твоих глазок и пальчиков такая скорость».

Заколдованное слово        
Если проанализировать, что скрывается за нежеланием читать, то в большинстве случаев оказывается, что ребёнок попросту боится запутаться в словах. Заготовьте письма от любимых сказочных героев малыша с «заколдованными» словами. Каждое второе слово должно быть написано не слева направо, а наоборот. Такое упражнение развивает способность работать одновременно при двух противоположных установках (привычные образы и новые) и гибко переходить от одних к другим. Не берите привычные и любимые тексты, они должны быть незнакомыми. Удивите малыша, разыграйте всё так, чтобы ему захотелось письмо прочитать и даже написать ответ.

Черепашья олимпиада    
Чтобы научиться читать быстро, надо освоить и медленное чтение. Не думайте, что это легко. Попробуйте сами прочитать любое предложение максимально медленно, но так, чтобы при этом оно не порвалось на отдельные слова, и сохранился его смысл. Для проведения такой «черепашьей олимпиады» подберите длинное и не совсем простое предложение – устройте настоящее соревнование с препятствиями и трудностями. Теперь берём секундомер и засекаем время: кто заслужит титул «Суперчерепахи». Обсудите с ребёнком хитрости, которые могут привести к победе – где можно сделать логическую паузу, а где потянуть гласную. И малыш сделает удивительные открытия – на месте паузы оказались знаки препинания, а «тянучая» гласная в каждом слове всего одна. Заодно объясните ребёнку, что такое ударные и безударные гласные.

То вверх, то вниз   
Ваш малыш освоил «черепашьи бега». А теперь покатайтесь на американских горках. Поднимаясь в гору, кабинка ползёт медленно, опускаясь с горы – быстро. Раскрасьте текст яркими маркерами: вот здесь мы читаем медленно, а вот с этого слова – быстро. Поехали!

Музыкальный салон         
Возможно, причина медленного чтения в том, что малыш никак не может освоить послоговое чтение. Тогда начинайте с ним петь. По слогам. Раздобудьте песенник, где под каждой нотой написан слог, и начинайте репетиции своего необычного ансамбля. Обязательно придумайте ему название. «Весёлые буковки», например, начинать надо с хорошо знакомых малышу песенок, расширяя репертуар до совсем неизвестных.
Важно, что малыш будет тянуть гласные и связывать слоги между собой, тем самым, переходя от слогов к словам.


КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ КНИГУ

 

Детская болезнь XXI века — пропал интерес к книге.  Можно ли привить ребенку любовь к чтению? Можно, уверены детские психологи. Но результат будет успешным только в том случае, если родители не давят, а… сами подают пример. Читающие дети чаще всего вырастают у читающих родителей.

Приучить ребенка к чтению и заставить его читать — две разные задачи. Мы рекомендуем отказаться от второй и сосредоточиться на первой. Можно, конечно, заставлять читать и из-под палки — подкупом, уговорами, разрешением смотреть телевизор за каждые прочитанные 10 страниц. Но как только ваше чадо немного подрастёт, книги будут отброшены и забыты как способ угнетения, а ваши сын или дочь прочно усядутся в компьютерном кресле.

Читать детям можно и нужно с младенчества. Маленькие дети любят книги, для них это — развлечение, интересные истории, красивые картинки и просто успокаивающий звук маминого голоса. Книги для самых маленьких обязательно должны содержать красочные иллюстрации и короткие понятные истории. Сейчас книги для самых юных читателей — нередко выполняют ещё и функцию игрушек. В них могут быть завязки, аппликации и отверстия, в которые можно просунуть пальчики. В этом нет ничего плохого, уверены детские психологи: такие книги-игрушки приучают ребёнка к тому, что любая книга — интересный мир, наполненный приключениями.

Каждому возрасту — свои книги. Конечно, мама и папам хотелось бы поскорее перейти к интересным и содержательным книгам про Буратино, Мумми-троллей или Пеппи Длинныйчулок. Эти истории они помнят и любят с собственного детства. Но маленький ребёнок ещё не способен осмыслить такие сложные сюжеты. Каждый малыш должен пройти через короткие стишки, потешки и адаптированные варианты народных сказок.

Близкие герои. Сюжеты и герои книг должны быть интересны ребёнку. В раннем возрасте любимыми героями обычно бывают животные или ожившие игрушки. Позже становятся интересны книги о сверстниках. Хорошо, если герой книги побывает в знакомых ребёнку ситуациях: в детском саду, у врача, в зоопарке, в песочнице.

Как приучить ребёнка читать самостоятельно, когда он теоретически уже умеет это делать, но не хочет? На эту тему можно писать целые научные труды. К каким только хитростям не прибегают родители: "Страничку я — страничку ты", "Прочтёшь рассказ сам — получишь конфету"… Один из самых коварных и действенных приёмов — остановиться на самом интересном месте и уйти под предлогом срочных дел: нужно позвонить на работу, развесить белье, выключить кипящий суп. Но это сработает только в том случае, если книга по-настоящему интересна вашему чаду. Поэтому выбирайте те истории, которые кажутся ему захватывающими, а не те, которые вы считаете полезными и обязательными к прочтению.

Собственный пример. Наверное, один из самых важных факторов. О том, что по-настоящему интересно, а не "полезно" или "нужно", ребёнок узнаёт на примере взрослых. Если после работы вы усаживаетесь за ужин с газетой или включаете телевизор, ребенок быстро понимает, что по-настоящему интересны телевизор и журналы, а книги — это скука и обязаловка. Люди, которые по-настоящему любят читать, вспоминают, что часто видели своих родителей с книгой — в кресле вечером, на даче и даже за едой, хоть это и не слишком полезно.

Обсуждайте прочитанные книги с ребёнком. Пусть он видит ваш интерес к прочитанной истории. Навыки пересказа, изложения своими словами развивают мышление, да и в школе очень пригодятся. Совместное чтение вслух по вечерам — хорошая традиция, которую стоит сохранить и после того, как ребёнок научился самостоятельно читать.

Десять правил. Французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения, которые помогут сохранить и поддержать у ребёнка интерес к книгам:

  1. Право не читатьНикто не любит делать то, что заставляют. Хотите, чтобы ваш ребёнок на всю жизнь возненавидел чтение — заставляйте его читать, угрожайте, применяйте наказания.
  2. Право перескакивать. Вы никогда не пропускаете описаний природы в длинных романах? Никогда не хотели узнать, чем закончится книга о приключениях? Не заглядывали на сто страниц вперёд, чтобы узнать, выживет ли любимый герой? Позвольте всё это и своему ребёнку.
  3. Право не дочитывать. То же самое. Не все книги и фильмы стоит смотреть и читать до конца, некоторые оказываются откровенно плохими. Оставьте ему право бросить не понравившуюся книгу.
  4. Право перечитывать. Не нужно говорить ему: "Зачем ты пятый раз читаешь одно и то же, лучше бы узнал что-то новое". Лучше порадуйтесь, что ребёнку полюбились герои и сюжет книги. Можно посоветовать ему книгу того же жанра, или другую книгу этого автора. Но не запрещайте ему перечитывать любимые истории.
  5. Право читать что попало. В жизни школьника много правил и запретов. Если вы хотите, чтобы книга была для ребёнка удовольствием и развлечением (а это единственный способ полюбить читать в детстве), позвольте ему читать без всякой системы.
  6. Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью). Подростки часто делят мир на чёрное и белое, любят пафос, склонны к максимализму — это необходимый этап развития. Не высмеивайте его за это.
  7. Право читать где попало. Если ребёнок хватается за книгу в транспорте, за едой или в туалете — значит, он по-настоящему полюбил читать. Конечно, это не всегда полезно для пищеварения и глаз, зато выдаёт настоящего страстного читателя.
  8. Право читать вслухЭто не только увлекательно, но и полезно: развивает хорошую дикцию и слуховую память. А возможно, сын или дочь захотели поделиться с вами смешным или интересным отрывком из книги. Не обрывайте их.
  9. Право "втыкаться". Выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть её на любой странице и воткнуться на минутку. Может быть, увиденный отрывок так заинтересует ваше чадо, что позже книга будет прочитана от корки до корки.
  10. Право молчать о прочитанном. Возможно, ребёнок не захочет обсуждать с вами прочитанную книгу, и это нормально. Не нужно вытягивать из него то, что он считает сокровенным или не готов обсуждать. Это вовсе не значит, что книга не вызвала у него никаких мыслей.

 

Следующая страница