Время читать сказки детям

 

 

jjjj

Детишки, воспитанные на старых добрых сказках, более открыты миру, легче общаются с людьми и с оптимизмом смотрят в будущее.

Маленькие дети познают мир в игре, и волшебная сказка им гораздо понятнее и доступнее, чем любые нравоучения взрослых.

Совсем крохи, ещё не понимающие слов, прекрасно улавливают мелодику и ритм сказки. Чем короче и напевнее будет сказка, тем больше в ней будет повторений, тем быстрее и спокойнее ваш малыш заснёт!

Именно интонация маминого или бабушкиного голоса и множественные  монотонные повторы успокаивают ребёнка, дают ему ощущение защищённости. Когда малыш вырастет, он навсегда свяжет с этим голосом самые дорогие воспоминания: мамины руки, волосы, мамин запах, тихий свет ночника, тёплое уютное одеяло. Взрослому человеку достаточно «достать» эти воспоминания из памяти, и он вновь сможет почувствовать себя любимым и защищённым.

Для малыша постарше самыми захватывающими будут волшебные сказки, рассказанные по ролям. Не бойтесь, рассказывая сказку, гавкать и кукарекать, пищать как мышка, и рычать, как тигр. Ролевое исполнение сказки развивает у вашего ребёнка фонетический слух, тренирует память, расширяет кругозор и обостряет мировосприятие, Практически все малыши, читая старые мудрые сказки, где добро побеждает зло, представляют себя добрыми, положительными героями сказок. Таким образом, они дают себе жизненную установку на добро.

Старые сказки не только мудры, они ещё и умны. Слушая или читая сказку, малыш получает необходимые знания, например, о размерах окружающих их вещей.

Волшебные сказки, где полно всяких превращений, где всё меняется одним взмахом волшебной палочки, где существуют ковры-самолёты, скатерти-самобранки, волшебные яблоки, феи и колдуньи, вовсе не уводят ребёнка от реальной действительности, а смягчают его знакомство с ней, готовят детскую психику к восприятию внешнего мира, не травмируя её, а оберегая.

С одной стороны, сказки учат, что в жизни всякое случается, а с другой – укрывают от некоторых жизненных реалий, ещё непосильных детскому сознанию. Они успокаивают, вселяют надежду на счастливое завершение неприятностей, внушают ребёнку уверенность в своих силах, отрицают зло и объясняют вечные ценности.

Если ваш малыш просит читать ему всегда одну и ту же сказку, значит, у него существует какой-то внутренний конфликт или непонимание, которые он не может объяснить, как бы вы его ни расспрашивали.

Читайте ему эту сказку столько, сколько он просит, и, в конце концов, он найдёт правильное решение.

Читая ребёнку с удовольствием свои любимые сказки, вы тем самым помогаете себе вернуться к «ребёнку в себе», что-то увидеть, что-то понять, почувствовать себя счастливым и спокойным.


Зачем читать вслух?

 

images_(7)

 

Чтение вслух стимулируем эмоциональное развитие:

Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развитие:

Чтение вслух стимулирует физическое развитие:

Чтение вслух стимулирует социальное развитие:


Научите ребёнка любить природу!

 

 

В последнее время в программе многих детских садов появилось экологическое направление. И это не случайно. Любить, беречь свою планету, помогать своим братьям меньшим человек должен учиться с детства. Взрослого человека, увы, научить любить природу, если он к ней равнодушен, невозможно. Знания о географии, истории, биологии и ботанике нашей планеты – ещё не гарант того, что она будет сохранена для наших детей и их потомков в первозданном виде. Эти знания нужно стараться использовать так, чтобы не навредить тем, кто живёт на земле: цветам, птицам, животным. Рассказывайте малышам о хрупкости, ранимости растений, о пользе, которую они приносят, о том, что нельзя губить красоту, ведь она с таким трудом восстанавливается. Дети очень эмоциональны и восприимчивы. Яркие образы надолго откладываются в их памяти. Используйте в своих беседах рассказы, стихи и сказки о природе. И ваш малыш вырастет настоящим хозяином Земли, любящим и бережливым.

Давайте подружим наших детей с книгой, научим их наслаждаться чтением.

Хотите, чтобы ваш ребёнок много и с удовольствием читал? Тогда придерживайтесь правил, с которыми я вас сегодня познакомлю.

ДА:

НЕТ:

В современной семье очень важно руководить чтением своих детей. Это значит постоянно вызывать интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное. 

Ни одно поколение детей выросло на книге Д. Родари "Приключения Чиполлино". Она и сегодня остаётся одной из самых любимых детьми и их родителями. В ней, как известно, овощи и ягоды удивительно похожи на живых людей с разными привычками и характерами, а Чиполлино, главный герой книги,  без назиданий даёт детям урок мужества и честности. Замечательная история рассказана писателем и в другой его книге "Путешествие Голубой Стрелы". Детям в возрасте 6-7 лет уже доступно одно из самых знаменитых произведений Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон". Сюжет этой книги уже знаком детям по мультфильму, но возможность соприкоснуться с самой книгой станет для детей радостным событием.


Восемь основных правил чтения вслух маленьким детям

 

 

Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.

Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению.

Предлагаем несколько советов относительно того, как правильно читать вслух детям дошкольного возраста и младенцам.

  1. При чтении вслух ребёнку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определённые важные детали.
  2. Любимые книги ребёнка надо перечитывать несколько раз¸ обязательно обсуждая прочитанное, и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное.
  3. Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья.
  4. Чем ребёнок младше, тем лучше он реагирует на распевную речь. Текст, произносимый на распев, должен произноситься несколько громче, выше и медленнее, чем обычно. Это даёт возможность младенцам отличать слоги от целых слов. Чтение на распев часто называют материнским чтением. Однако так младенцам должны читать и мужчины.
  5. Детям следует читать книги только со счастливым концом.
  6. Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актёрские ударения.
  7. Нельзя продолжать читать ребёнку, если он устал и утратил интерес.
  8. Детей постарше надо вовлекать в процесс чтения, периодически показывая им, как пишется то или иное слово. Кроме того, можно время от времени просить ребёнка самого найти слово в предложении. Однако чтение вслух не должно превращаться в занятие и зубрёжку. Это должно всё же быть чтение вслух ребёнку.

 Это – основные правила чтения вслух. И не забывайте, что исследования показывают - чтение вслух и разговор с малышом «с пелёнок» способны обогатить его к трёхлетнему возрасту на 30 миллионов слов (пока что это не словарный запас, а услышанные ребёнком слова), а также очень полезны для развития языковых навыков и словаря малыша.


Как научит ребёнка слушать художественное произведение.

 

 

_(412)

Чтобы научить ребёнка слушать художественное произведение, помочь ему усвоить его содержание и эмоциональный настрой, родители должны, прежде всего, читать текст выразительно. Кроме этого, вы можете  использовать дополнительные методические приёмы, развивающие у детей навыки слушания, запоминания и понимания. Это:

1) повторное чтение всего текста,

2) повторное чтение его отдельных частей.

Чтение    может также  сопровождаться:

1) игровыми  действиями ребёнка;

2) предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания ребёнка к реальным объектам;

3) словесной помощью:

images_(7)

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни ребёнка или из другого художественного произведения.      

б) постановкой после чтения поисковых вопросов «Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?»

в) подсказыванием ребёнку при ответах слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т.д.). 


ОРГАНИЗАЦИЯ КНИЖНОГО СОБРАНИЯ ДОМА

 

 

В каждом доме, у читающих семей, есть богатство, состоящее из книг. И иногда возникает потребность найти какую-нибудь книгу для чтения. Если книг немного, найти нужного автора или книгу не составит труда. Но книги имеют удивительную способность «размножаться», и найти нужную книгу становится всё труднее. Для того чтобы правильно организовать книжное пространство в вашей квартире, можно вместе с ребёнком поиграть в интересную игру «Книжное перенаселение» и разгрести книжные завалы таким образом:

  1. Для начала нужно определить в какой стране, какая книга живёт. Папиным книгам своё место, маминым – своё, а Винни-Пуху и Чебурашке свой уголок.
  2. Затем книги можно расселить по «городам» или «улицам». Каждой улице дать своё название: Детективная, Детская, Деловая и т. д.
  3. Потом книги нужно прописать по своим домикам  и этажам на полки книжного шкафа.
  4. Затем расставляем книги в алфавитном порядке по авторам или собираем все сборники сказок, стихов, детективов, кулинарии и т.д.
  5. После успешного расселения книги надо «прописать». Книга, как человек, у неё есть имя (название), фамилия (автор), дата рождения (год выпуска), место рождения (издательство). Поэтому, ей нужно завести паспорт. На отдельной карточке запишите данные каждой книги, затем соберите их в картотеку. Например, адрес может выглядеть так «Д 2» – детская полка, второй ряд.             

Конечно, это дело не одного дня, но как рад будет ваш ребёнок, когда у него появится свой собственный книжный город, по которому можно путешествовать и делать интересные открытия.


ИГРЫ ДЛЯ «НЕЧИТАЙКИ»

 

 

Для умеющих читать       
Порой ребёнок знает буквы, складывает слоги в слова и даже способен прочесть страничку текста. Но делать этого не любит, а точнее – боится. Слова у него то и дело «спотыкаются» или набегают друг на друга, малыш напрягается, а когда оторвётся от книги, не помнит, что прочитал. Несколько неудач, и в душе малыша селится страх, а затем и неприязнь к чтению.   

Если у вашего ребёнка не складываются отношения с печатным словом, не заставляйте насильно читать «столько-то» страниц в день, обещая, что читать будет легче. Может техника чтения и улучшится, но любовь к чтению вряд ли появится. Лучше поиграйте в необычные игры.

Своя книжка           
Даже если ваш ребёнок совсем не читает, обеспечьте его «своей» книжкой. Книжкой, с которой бы малышу хотелось иметь дело. Если не хотите рисовать и подчеркивать на страницах книги, перепишите рассказ или сказку крупными буквами на большой лист бумаги и начинайте текст исследовать. Как?           

Думаете, ребёнок не справится? Ещё как справится! Ведь сравнивает он картинки, а сейчас, набор слов, тот же графический рисунок. Ваша задача – сделать для ребёнка книжку «своей», научить не бояться её. Чем больше у него будет «своих» книг, тем быстрее он привыкнет к тексту и перестанет бояться его.

Следопыты
А если ребёнок уже научился читать, но не хочет этого делать? Предложите ему стать следопытом, идущим по следам необыкновенного зверя, который оставляет не отпечатки лап, а слова. Приготовьте два одинаковых текста (две ксерокопии). Вы читаете текст, а малыш идёт по буковкам-следам за вашим голосом. Скорость чтения должна быть небольшой, что бы ребёнок успевал за чтением. Прочитав отрывок, остановитесь и спросите: «Где я?» Пусть следопыт покажет слово в тексте, которое прозвучало последним и ещё раз прочитает его. Даже если он сделает вид, что читает, а сам просто повторит слово, не «замечайте», а порадуйтесь успеху следопыта. За каждое правильно найденное слово начисляйте очко малышу, за неправильное – себе. Если заметите, что ребёнок легко успевает следить за чтением, убыстряйте темп, меняйте интонацию голоса. Ребёнок должен выиграть и поверить в собственные силы, перестать бояться быстрого чтения – пусть пока вашего. И не переставайте удивляться: «Да ты замечательно следишь за чтением. Вот это да! Я и не подозревала, что у твоих глазок и пальчиков такая скорость».

Заколдованное слово        
Если проанализировать, что скрывается за нежеланием читать, то в большинстве случаев оказывается, что ребёнок попросту боится запутаться в словах. Заготовьте письма от любимых сказочных героев малыша с «заколдованными» словами. Каждое второе слово должно быть написано не слева направо, а наоборот. Такое упражнение развивает способность работать одновременно при двух противоположных установках (привычные образы и новые) и гибко переходить от одних к другим. Не берите привычные и любимые тексты, они должны быть незнакомыми. Удивите малыша, разыграйте всё так, чтобы ему захотелось письмо прочитать и даже написать ответ.

Черепашья олимпиада    
Чтобы научиться читать быстро, надо освоить и медленное чтение. Не думайте, что это легко. Попробуйте сами прочитать любое предложение максимально медленно, но так, чтобы при этом оно не порвалось на отдельные слова, и сохранился его смысл. Для проведения такой «черепашьей олимпиады» подберите длинное и не совсем простое предложение – устройте настоящее соревнование с препятствиями и трудностями. Теперь берём секундомер и засекаем время: кто заслужит титул «Суперчерепахи». Обсудите с ребёнком хитрости, которые могут привести к победе – где можно сделать логическую паузу, а где потянуть гласную. И малыш сделает удивительные открытия – на месте паузы оказались знаки препинания, а «тянучая» гласная в каждом слове всего одна. Заодно объясните ребёнку, что такое ударные и безударные гласные.

То вверх, то вниз   
Ваш малыш освоил «черепашьи бега». А теперь покатайтесь на американских горках. Поднимаясь в гору, кабинка ползёт медленно, опускаясь с горы – быстро. Раскрасьте текст яркими маркерами: вот здесь мы читаем медленно, а вот с этого слова – быстро. Поехали!

Музыкальный салон         
Возможно, причина медленного чтения в том, что малыш никак не может освоить послоговое чтение. Тогда начинайте с ним петь. По слогам. Раздобудьте песенник, где под каждой нотой написан слог, и начинайте репетиции своего необычного ансамбля. Обязательно придумайте ему название. «Весёлые буковки», например, начинать надо с хорошо знакомых малышу песенок, расширяя репертуар до совсем неизвестных.
Важно, что малыш будет тянуть гласные и связывать слоги между собой, тем самым, переходя от слогов к словам.

Следующая страница